Записки вда

Язык ответственности.

Чтобы выразить свои мысли и чувства, важно точно выбирать слова. При ближайшем рассмотрении нашей речи, порой можно заметить, как мы пытаемся уйти от ответственности.

Американский психолог Джон Виер предложил внести в язык усовершенствования, отражающие принцип ответственности за самого себя, и назвал новый язык "языком ответственности".

Основополагающие правила языка ответственности касаются высказываний о себе и о других:
Первое правило - говорить о своих переживаниях, используя слова «я», «мне», «для меня». Это то, что часто называется «Я-высказывания»: «Я чувствую злость», «Для меня это не важно», «Мне это было не интересно…».

Второе правило языка ответственности касается использования слова «ты». Значение фразы: «Ты пришёл» - абсолютно ясно. Все видят, что человек пришёл.

Но если заявить: «Ты такой ленивый!» или «Ты мягкий/жесткий/безответственный/услужливый и т.д.», то истинность этих утверждений уже неочевидна. Человек мог напряженно работать целый год, а сейчас как раз решил немного отдохнуть.

Окружающие могут считать человека каким угодно: аккуратным, добросовестным, подавленным, нервным, грустным и т. п. Каждое ты-высказывание – результат чьего-то личного восприятия этого человека.

И это восприятие может быть близко к реальному положению дел, а может быть совсем далеко, и являться проекцией говорящего. Джон Виер предложил признать этот факт путем замены обычного «ты» на «ты-для-меня» или «ты-в -моём-представлении».

Тогда говорящий берет на себя ответственность за свои впечатления и предположения о другом человеке, отдавая себе отчет в том, что эти предположения могут быть совсем неверными. Фраза «Ты ленивый!» на языке ответственности звучит так: «Ты в моем представлении(ты для меня/на мойвзгляд) ленивый». При этом подчеркивается, что я говорю о своем восприятии тебя, основанном на моих ожиданиях и впечатлениях.

Привычка использовать определенные обороты речи открывает возможность маскировать такие экзистенциальные данности, как свободу выбора и своё авторство в жизни, которое обуславливает ответственность за свои чувства, мысли и поступки.
Например, это может отражаться в таких фразах, как:
✓ «Моя вспыльчивость меня губит»
✓ «Ты меня раздражаешь (огорчаешь, радуешь..)»
✓ «Ты меня запутал»
✓ «Это не имеет значения…»
При ближайшем рассмотрении такие высказывания выдают желание перенести ответственность за собственное состояние или отношение на кого-то или что-то.

Фраза «Моя вспыльчивость доводит меня до беды» подразумевает, что «моя вспыльчивость» существует сама по себе, отдельно от меня, и именно она приводит к неприятностям.

В высказывании «Ты меня запутал/разозлил» имеется в виду, что кто-то другой виноват в том, что я чего-то не понял/я испытал злость. Собираясь произнести (или услышать от других) слова «это», «ты», «тот», «что» или «оно», попробуйте составить фразу с местоимением «Я».

К основным законам языка ответственности относятся:
1. Описание своих переживаний (я, мой, мне).
Говорить о своих переживаниях, используя для этого личные местоимения – «я», «мой», «мне». Обычный язык прекрасно справляется с описанием внешнего мира, язык ответственности концентрируется на внутренних переживаниях и истинных побуждениях человека.

2. Описание события (ты).
Местоимение «ты» используется при описании фактов, которые видят все/которые очевидны всем – то есть отражают факты.

Если все же есть необходимость включить свое отношение к происходящему, то необходимо добавить «на мой взгляд», «по моему», «мне показалось», «я так увидел» и т.д. Нет необходимости повторят это в каждой фразе, важно, чтобы Вы обозначали таким образом свою позицию и сами понимали, что то, что вы говорите – лишь ваша точка зрения, и что в реальности все может быть совсем по-другому.

3. Союзы «но» и «и».
Использовать союз «но» тогда, когда необходимо отделить первую часть информации от второй. В остальных случаях вместо «но» применять союз «и», а также соединительные слова «вместе с тем», «в то же время», «и даже тогда», «и даже если»…Иначе союз «но» как бы обесценивает первую часть предложения. «Сегодня светит солнце, даже если завтра будет дождливо».

4. Я не могу Я не хочу.
Применять словосочетания «Я не могу» в тех случаях, когда есть внешняя сила или объективные обстоятельства, которые не позволяют что-то совершить («Я не могу допрыгнуть до Луны»). Проанализируйте, действительно ли вы говорите о невозможных вещах, которые вы объективно не в состоянии сделать, или они возможны, но вы отказываетесь их делать. Язык ответственности в таки случаях предлагает заменять «Я не могу» на «Я не хочу», а «Я могу» на «Я хочу» или на «Я выбираю».

5. Мне надо Я хочу.
Потребности – это движущая сила нашей жизни, в то же время есть что-то совершенно необходимое, без чего действительно человек не может жить (пища, воздух, вода и т.д.), а так же то, что важно и желательно для жизни, но не является необходимым условием для ее физического продолжения. В таких случаях, когда в обычной речи употребляются слова «мне надо», язык ответственности предлагает использовать словосочетание «я хочу».

«Мне нужно, чтобы ты остался со мной» заменить на «Я хочу, чтобы ты остался со мной».

Или «Мне нужно сделать это дело» на «Я хочу (я выбираю) сделать это дело». Это позволяет задуматься над тем, чьи потребности я удовлетворяю на самом деле.

6. Я должен Я выбираю.
Помните, что у вас всегда есть право выбора, даже если выбор не велик или совсем не очевиден. Не делать выбор - это тоже выбор, как бы странно это не звучало. При использовании словосочетания «Я должен», попробуйте заменить его на «Я выбираю».
«Я должен ходить на работу» на «Я выбираю ходить на работу». Во втором случае Ваш выбор становится более очевидным и позволяет заметить свою мотивацию даже там, где ее, казалось бы, нет.
Или «Я должен ухаживать за родителями» на «Я выбираю ухаживать за родителями».
«Я должен сохранить свой брак» на «Я выбираю сохранить свой брак».

7. Я боюсь Я не хотел бы. Случается так, что мы используем слова «я боюсь» не столько для того, чтобы выразить чувство страха, а скорее обозначают нашу неготовность погружаться во что-то, что вызывает у нас тревогу и в чем не хочется разбираться. Когда мы чего-то боимся, этот страх конкретен и относится к определенным обстоятельствам. В таком случае слова «Я боюсь» можно заменить на «Я не хотел бы». В первом случае человек выражает чувство (что тоже важно), во втором осознает обстоятельства, получая больше возможностей выбирать, как действовать в ситуации.
«Я боюсь грозы» на «Я не хотел бы, чтобы меня ударила молния (необходимо уйти в безопасное место)».

8. Я боюсь думать(мечтать) Я хотел бы.
Иногда люди даже боятся думать о том, чего бы им хотелось. В таких случаях можно заменить «Я боюсь» на «Я хотел бы».

Утверждения «я должен…», «я не могу…», «мне надо…», могут оставлять ощущение отсутствия выбора. Предлагаемые изменения формулировок помогает нам поймать момент, когда мы сделали свой выбор неосознанно, и следовательно у нас появляются варианты изменить свой выбор, увидев новые возможности.
 
Доверие.

Когда становится очевидно, что старый способ решения проблем с помощью контроля и манипуляций не работает, может наступить состояние пустоты.

Контроль мог играть основную роль в построении отношений и взаимодействии с окружающим миром, и возникает вопрос: А на что тогда в своей жизни я могу опираться? Чему я могу доверять?
С помощью доверия своим собственным мыслям, чувствам и ощущениям можно учиться доверять себе.

Мысли:

То, что я думаю, могут не разделять другие, но это то, что важно ДЛЯ МЕНЯ. И я могу управлять своей жизнью, полагаясь на собственные мысли и суждения.

Чувства:

То, что я чувствую, могут не принимать или не понимать другие, но это МОЙ внутренний мир, и это важно ДЛЯ МЕНЯ. И я могу управлять своей жизнью, учитывая важную информацию, которую несут мне мои чувства.

Ощущения:

То, что чувствует мое тело, могут не замечать и не знать другие, но это МОЕ тело, и оно мне о чем-то говорит, и это ВАЖНО ДЛЯ МЕНЯ. И я могу управлять своей жизнью, слушая сигналы от своего тела, и стараясь понять, о чем оно мне говорит.

Однако, человек не является конечным звеном в управлении даже своей Вселенной.

К сожалению, область влияния человека сильно ограничена его человечностью, которая не включает в себя способность в полной мере управлять событиями, другими людьми, прошлым и будущим, и т.д.

Тогда остается большой пласт в жизни каждого человека, который содержит потенциальную тревогу, и связан со всеми экзистенциальными данностями:

-Одиночеством;

-Смыслом –бессмысленностью в жизни;

-Ответственностью;

-Смертью и страхом перед ней.

В избавление от экзистенциальной тревоги (связанной с данностями- одиночеством, временем, смыслом, ответственностью), люди во все времена имели потребность в вере в Силу, Более могущественную, чем их собственная.

Важно добавить, что оптимально помогает верить именно в Любящую Высшую Силу.
Как понять - любящая у вас Высшая Сила или нет?

Когда вам плохо - послушайте внутри себя - ругает она вас или утешает. Опишите ее характер. Она действительно за вас? Это действительно Высшая Сила? Или это просто проекции тех, кто ругал вас в детстве?
 
Это моя слабость, я часто сомневаюсь в своих мыслях и чувствах когда слышу "да ты чё, да как так можно". Видимо последствия "мам я голоден? Нет, ты замёрз"
 
Чем отличается жалоба от проблемы и запроса?
Почему так сложно бывает в отношениях, где люди не говорят друг другу - чего они хотят. Отношения в этом случае наполнены чувствами вины и тревоги.

Итак:

Жалоба – спонтанный рассказ о том, что тревожит/беспокоит человека. Просто жалуется. Жалоба отвечает на вопрос: -«Что случилось?».
Но если вам человек расскажет что случилось - вообще на самом деле не очевидно, в чем конкретные трудности человека.

Проблема – указание на то, что человек хотел бы, но не может изменить.
Отвечает на вопросы: -Чего ты хочешь? В чем твои трудности это получить или спокойно жить без этого?».

Запрос – конкретная форма помощи, ожидаемая одним человеком от другого.
Отвечает на вопрос :-«Чем конкретно я могу тебе помочь? Что ты хочешь от меня?».
 
Качества, делающие человека несвободным (характеристики созависимой личности).

1. Сильное влияние защитных механизмов, отгораживающих личность от реальности, например, отрицания, проекции, изоляции, расщепления и др.

2. Низкая самооценка (потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других, чтобы чувствовать себя более уверенно; или обратная сторона – полное отрицание значимости мнения окружающих).

3. Проблемы с чувствами (непонимание своих чувств, обвинение себя за определенные чувства, невозможность контролировать «вспышки» чувств, замороженные чувства).

4. Ощущение своей зависимости от людей (трудности в том, чтобы говорить «нет»; иметь мнение, отличное от окружающих; попытки всегда всем нравиться и угождать; невозможность напрямую выражать свои чувства и мысли; трудности в общении; часто возникающие чувства стыда, вины и собственной неполноценности т.д.).

5. Выученная беспомощность (проявляется апатией, неверием в свои силы, ощущением безвыходности и безысходности, отсутствием способности преодолевать препятствия, отсутствием веры в то, что что-то можно изменить и т.д.).

6. Внешний локус контроля (чрезмерная значимость других людей и внешних обстоятельств в том, что происходит в собственной жизни; трудность использовать последствие своих поступков, как приобретенный опыт, и таким образом, трудности в управлении собственной жизнью; и наоборот, попытки управлять другими людьми и внешними обстоятельствами, чтобы изменить собственную жизнь).

7. Неопределенность психологических границ (трудности в том, чтобы понимать свои чувства, выражать их; трудности в принятии решений; склонность полагаться на мнения других, а не действовать по своему усмотрению; неопределенность собственного «Я»; склонность брать на себя ответственность за чувства и/или поведение других людей, при отказе от ответственности за себя).

8. Недоверие к людям, к миру (невозможность поверить, что люди могут их любить просто так; невозможность поверить в собственный успех, удачу или везение; подозрительность; ощущение надвигающейся беды, когда все спокойно и т.д.).

9. Трудность в проявлении своей взрослой позиции (в проявлении ответственности за себя, в ситуациях выбора; в неспособности себя защищать, заботиться о себе и т.д.).

10. Преобладание определенных психических состояний – тревожности, депрессивности, стыдливости, виновности, апатичности.

11. Повышенный уровень агрессивности, проявляющийся как в злости и ненависти к себе, так и агрессией по отношению к другим.

12. Неспособность длительно функционировать в здоровых отношениях, (часто, когда созависимые чувствуют близость с другой личностью, они паникуют из страха поглощения и тотального контроля, так как в близости не ощущаются границы и она превращается в слияние; выходя из слияния, чувствуют себя отделенными, ощущают травмирующую брошенность).

13. Склонность играть в отношениях роли жертвы-спасателя-преследователя.

14. Черно-белое мышление и тоннельное видение(либо все хорошо, либо все плохо, идеализация-обесценивание, трудность в принятии «достаточно хорошо»). Невозможность увидеть ситуацию шире, рассмотреть альтернативные варианты, доверять потоку.

Да, этого много и с этим всем предстоит что-то сделать, чтобы ситуация изменилась. Но как мы уже говорили - дорогу осилит идущий! Этот путь - это трансформация не только материальной составляющей жизни. Это путь духовного роста- роста нашей души. А это - не на одну жизнь;))
 
Ежедневные утверждения для Внутреннего Ребенка Рокель Лернер.
6 мая.
Энергия.

Мой внутренний ребенок оживает вместе с весенней новизной.

Сегодня я чувствую дикую, плодотворную энергию жизни, пульсирующую внутри меня. Зеленая, нарастающая энергия весны сливается с моим кровообращением. Каждая клеточка моего тела взрывается, расширяется. В шуме улицы я слышу музыку. Цвета жизни наполняют мои глаза своим сверканием. Цветы, кажется, обращаются ко мне и просят вместе с ними славить жизнь.

Я чувствую желание танцевать, смеяться, петь миру о моей радости. Мой внутренний ребенок выходит на свободу, радуясь жизни. Я встречаю его с распростертыми объятиями. Сегодня мы будем танцевать нашу жизнь вместе.
 
Я не помню занятий в детстве, помню что любила на солнце греться и оперировать мишку (так же как и меня оперировали).
Сейчас стараюсь больше внимания отдавать детским занятиям: петь, танцевать, рисовать, наблюдать за рыбками, гирлянду повесила на кресло кокон))), кулончики серьги и тп
Иногда меня уносит - а как же другие, у которые работа, дети, мужья алкоголики? У них же нет времени полдня раскрашивать картину по номерам, а может и я незаслуживаю? А может это все в долг и придется платить? Синдром самозванца

Вчера танцевала чуть чуть под незнакомый мне джаз.
Раскрашивала. Закончила одну большую, начала другую, заказала третью)))
 
В чем разница между спасательством и помощью?

Мы уже рассмотрели кратко треугольник жертва-спасатель-преследователь.

И поговорили, что войти в этот треугольник можно через любую из этих позиций.

Однако, никто не входит в этот порочный круг специально и осознанно. Так где же кроются ловушки, которые не замечают люди?

Давайте разберем одну из позиций в треугольнике- это роль спасателя. Многие оказываются в ней, сами не замечая этого. И почему? Из самых благих намерений. Из доброты и желания помочь.
Так вот оказывается - помощь и спасательство - это очень разные вещи. Оказывая помощь - мы не входим в зависимый порочный круг, а спасая - прямиком попадаем туда.
Так чем отличатся помощь от спасательства?
Разберем по пунктам.

Спасательство

1.При спасательстве инициатива обычно идет от «спасателя». И тогда тот, кого спасают -не несет ответственность за свои действия и свою жизнь. Он ничего не делала и не просил - ему сами все сделали и дали. А он ни при чем: «-Давай я тебе денег дам, а то у тебя совсем холодильник пустой.. -Ну дай».

2.Запроса о помощи или нет совсем, или запрос есть, но за его исполнение Другой своей ответственности не несет – вся ответственность за исполнение запроса лежит на Спасателе. (Вместо запроса был продемонстрирован пустой холодильник).

3. Другой делает меньше, чем Спасатель. Он не пошел работать, не позаботился о себе - спасатель это взял на себя.

4. У спасателя нет границ, отказ от себя, нет заботы о себе. Ему наверняка деньги и самому нужны.

5. Мотив действий – из чувства страха, вины, стыда; предвкушение всемогущества. Создаются все предпосылки для осуществления контроля и использования потом для воздействия и манипуляции. (Иди туда и делай то - а то вон я тебе даже деньги на продукты даю).
Или - «Я для тебя это сделал, теперь я хочу чтобы ты сделал что-то для меня».

6. Результат (если контролировать-заставить что-то сделать не получилось, не получил желаемого в ответ) – чувства раздражения, обиды, злости, мести и ощущение жертвенности (либо переход в роль жертвы, либо в роль преследователя).

7.На сознательном уровне – спасатель это делает для Другого, на неосознанном – для себя (для скрытой выгоды, контроля; для себя, чтобы быть хорошим, но через саморазрушение).

8.Даю, чтобы получить в ответ, но не озвучиваю это; хочу, чтобы Другой догадался сам и дал мне именно то, что мне необходимо, когда мне это необходимо и в том объеме, в котором мне это нужно.

9.Не могу остановиться или перестать помогать – уже столько вложил, чувство ответственности и неосознанное желание получить свою выгоду.

10.Зависимость (нет позиции Взрослого, нет выбора, есть контроль). Я не мог не предложить. Не мог выдерживать свою вину и стыд от того, что я хорошо живу, а у человека пустой холодильник.

Помощь

1. Другой несет ответственность за свои поступки и их последствия. Помощник не включается в процесс, пока его не попросят. Может просто прокомментировать и выразить чувства: "о, да у тебя пустой холодильник. Мне жаль, что ты в таком положении". И если запроса о помощи не последует, то не делать ничего. Или второй вариант - спросить: «Могу ли я чем-то тебе помочь? Скажи, что именно я могу сделать для тебя?».
Тогда будет произнесен запрос.

2. Есть конкретный запрос о помощи; при этом предполагается возможность альтернатив (отказ; помощь в других вариантах и т.п.). «Да, ты можешь помочь мне- купи мне продукты. -Нет. продукты я тебе покупать не буду, но могу помочь с работой.».

3. Больше 50% тот, кому помогают, делает сам. Или делает то, что может сделать сам, а помогают ему в оставшемся: «Да, спасибо! Завтра я готов выйти на работу. Можешь ли мне на сегодня дать небольшую сумму в долг до первого заработка».

4. Остаются границы помощника, есть забота о себе, Он есть и Другой есть. «Да, для меня комфортная сумма, которую я могу дать - вот такая».

5. Мотив – из любви; из выгоды – но не скрытой, а осознанной, о которой я могу сказать напрямую, открыто: «Приходи завтра- я давно ищу работника на это место».

5. Результат – радость, подъем, удовольствие, независимо от наличия благодарности и ответных действий, потому что получаешь удовольствие от самого процесса: «Я делюсь, и мне от этого хорошо».

6. Помогающий это делает для себя и, возможно, для Другого: «Мне нужен сотрудник. Мои ценности таковы- помогать людям, но не нарушать и собственных границ».

7. Даю, потому что хочу
«Мне есть, что дать и я хочу/готов этим поделиться».

8. Могу остановиться и перестать помогать. Открытые договоренности при открытой выгоде для обеих сторон. Есть возможность честно обсудить кто кому чего должен.

9. Человек свободен, имеет право сам решать. Другой в любой момент имеет право сказать «стоп».

10.Есть выбор.
 
Еще один вариант работы с четвертым шагом.
Рисуем собственную диаграмму «Света и тени».

Тень и свет - это то, как мы привыкли разделять все на хорошее и плохое.

Но «хорошо» и «плохо» - это лишь оценка, которую мы ставим по общепринятым критериям оценивания. Или по нашим личным критериям.

В любом случае- это показывает наше отношение к явлению. Тепло- это хорошо, а холодно -плохо. И мы не замечаем относительность. Потому что для хранения продуктов, например, все наоборот.

Уже только ленивый не слышал- что тень - это не плохо. И что надо работать с тенью, интегрировать её и принимать. Но далеко не все увидели то, что Тень возникает там, где не принята и не раскрыта внутренняя Сила. И характер Тени - это обратная сторона именно конкретной внутренней Силы, (потребности в проявлении, которое мы себе не позволяем).

Как говорят о человеке, которого почти нет?

Осталась лишь одна его тень.
Так вот тень- это то, что остается на том месте- где должно было быть что-то явное.

Если мы не смотрим на что-то явное, отворачиваемся от него, то мы увидем его тень. И в этом случае - тень- это единственная подсказка.

Вот сзади к вам приближается кто-то, а вы его не видите. И тут вы видите, как перед вашим взором выползает откуда-то появившаяся тень.

Вы что начнете бегать от тени? -«Фу, отстань, уходи?»
Нет. Вы обернетесь! Тень- дает нам возможность обернуться и посмотреть- что за Сила стоит за ней. Иначе, на нас будет действовать две силы. Та, что стоит за спиной, и страх, который вызывает сама тень. А ведь она любит принимать причудливые формы.

Так что надо сделать?

Как это будет выглядеть при работе с нашей тенью?

Первое - выявляем тени. Тени прячутся под нашими страхами и они- перевертыши наших явных проявлений.

Рисуем круг. Делим горизонтальной чертой. Верх делим на дольки от центра круга, где каждая «долька»- наше явное проявление: доброта, любовь, забота, внимательность к другим.

А потом продлеваем это вниз- получая противоположенную сторону, образующуюся «долькой» напротив, при прохождении через центр.

И пишем какие страхи у нас и как это отражается с другой стороны «медали».

Нелюбовь к себе, ревность или контроль, пренебрежение своим временем, невнимательность к другим.

Почему? Какой за этим страх? Какая потребность за этим стоит?
Например любовь - может приводить к контролю. А под ним потребность чувствовать постоянство и безопасность в этой самой любви. Сила, которая не проявлена- способность строить отношения, где будет безопасно и надежно.

Сила всегда отвечает потребностям.

Если страх - небезопасности - то сила- способность защищаться. Умение защищаться, возможности для этого. И зачастую это не про умение боксировать. А про умение удерживать свою энергетическую защиту, давать отпор «вампирам», которые пытаются забрать ваше время. внимание и ресурсы.

И раз есть тень- то в! потенциале! точно стоит сила. Но не раскрытая, не проявленная, не используемая. По како-то причине вытесненная и отвергнутая.

Тень - это сигнал- что имеющиеся ресурсы не приведены в состояние исправной работы. Лампочка в автомобиле, которая показывает, что топливо кончается.
Нет бензобака- и лампочки не было бы.
Многие продолжают бояться своей Силы. Но то, что проявлено- управляемо, а вот неисправный механизм-непредсказуем.
 
Залипла я с темой Тени. Предыдущее упражнение до конца не поняла, ушла копаться.

С дзена:

Как формируется Тень​

1. Испытать неприемлемое переживание

Я жутко зла на мамочку. Но эта злость угрожает моей связи с мамочкой, а значит моим безопасности, сытости, комфорту и выживанию.

2. Подавить неприемлемое переживание

Злится на мамочку плохо! Поэтому я подавляю свою ярость. Вытесняю ее, разделяюсь с ней (диссоциируюсь) и использую другие защиты.

Таким образом злость и ярость во мне остаются, но они как бы мне не принадлежат. Они больше «не Я», они «то», чужое, другое. Это мой внутренний образ врага, преследующего в сновидениях. Либо в случае проекции – внешние враги, «злые» и «яростные» люди, которые окружают меня, куда ни плюнь.

3. При сильном подавлении неприемлемое переживание больше не декодируется сознанием, но оно превращается во «вторичные эмоции»
Если я достаточно сильно подавила свою злость, то я просто большее ее не распознаю. Она не имеет ко мне никакого отношения. Однако я чувствую обиду, печаль, страх (вторичные эмоции), которые отделяют меня от неприемлемой злости, бывшей изначальным, первичным чувством.

Вторичная эмоция – это следствие, хоть мы и можем переживать ее очень сильно и искренне. Она не является корнем проблемы и с ней самой по себе работать бессмысленно. Но об этом в следующей статье.

Коллективные и родовые Тени
Коллективные Тени

По похожему принципу формируются коллективные Тени. Однако «цензором» сознания в данном случае выступает не родитель или близкий, а культура, социум, принятые в социуме на конкретный период мораль и мода. Это задевает не просто одного человека, а целые широкие группы людей.

🔹 Например, в каком-то обществе не принято, чтобы женщины носили штаны. Ходят только в юбках и тугих корсетах. На уровне сознания общество постулирует, что женщина должна быть слабой и изящной, закрывающей соблазн ног длинной юбок и искажающей естественные формы корсетами и всякими там турнюрами с кринолинами.
В Тень при этом уходит естественная ceкcyaльнocть, живая привлекательность, свободные жесты и легкость самопредъявления.
Современные женщины до сих пор не до конца еще прожили и интегрировали эту Тень, так как вместо того, чтобы фокусироваться на ней, фокусируются на том, чтобы быть равными с мужчинами. А это еще больше отдаляет их от тех качеств, которые есть в Тени.

🔹 Или в какой-то культуре постулируется, что женщина должна коня на скаку и пр. В Тень уходит слабость и зависимость.

В результате имеем созависимых, но оооочень сильных женщин, которые живут и культивируют зависимость в своих близких и семье.

Кстати, книжка хорошая на эту тему Валентина Москаленко – «Зависимость. Семейная болезнь». Большая часть книги сфокусирована именно на работе с созависимостью женщины и на том, чтобы привить ей разумные границы и заботу о себе.
Родовые Тени
Культура, мораль и мода – это нечто преходящее, что формирует временное поведение и коллективную Тень. А вот ценности и воспитываемое в детях поведение – это то, что передается из поколения в поколение и формирует родовую Тень. Часто родовые процессы связаны с принципом выживания и жизни-смерти в целом.
 
Техника для работы с Тенью «3-2-1»
3. Встреться с этим
Подумайте и запишите то, что вас раздражает в близких, друзьях, коллегах или любых других людях. Начните с кого-нибудь одного. Для начала можно выбрать не сильно раздражающего, чтобы проработать эмоции не очень высокой интенсивности. Для смелых – подумайте, чем вас бесит, раздражает и разочаровывает мама.

Например
Мой друг просто тряпка! Его жена управляет его жизнью! У него невероятно надежная, безопасная, скучная и бесперспективная работа. Он не свободен! Он не может позволить себе хоть раз поддаться своим импульсам и стать живым! Он сам себя предает! Меня просто тошнит от этого. Когда я с ним, это выводит меня из себя!
2. Поговори с этим
🔹 Представьте и запишите «диалог» между вами и выбранным человеком, который вас раздражает.

Например
Я: Почему ты позволяешь жене принимать все решения?
Друг: Это не так. Просто я уважаю ее точку зрения.
Я: Как ты можешь быть доволен своей второсортной скучной и бесперспективной работой?
Друг: Это хорошая, честная работа, и она мне нравится.
Я: Почему ты не занялся консультированием или не организовал собственную компанию?
Друг: Мне достаточно того, что у меня есть. Это более безопасно и занимает меньше времени. Что с этим не так?

🔹 Продолжайте диалог. Исследуйте его, как будто допрашиваете этого «другого» человека.

В нашем примере при «допросе» становится понятно, что Друг хочет безопасности, надежности и отсутствия драматических переживаний в своей жизни, тогда как «Я» верит, что нужно рисковать, выходить за свои границы и жить на пределе.

🔹 Сформулируйте результирующую фразу, например, «Он/она хочет безопасности, надежной и спокойной, предсказуемой жизни».

1. Стань этим
Переформулируйте получившуюся во 2-м пункте фразу, заменив «Он/она» на «Я».

«Я хочу безопасности, надежной и спокойной, предсказуемой жизни».

Интеграция Тени
Поймите, что получившаяся в 1-м пункте фраза отражает вашу глубинную потребность, от которой вы отказались.

В нашем примере «Я» отказался от потребности в безопасности и надежности и сделал свою жизнь воплощением риска, страсти, интриги, больших достижений, но и больших потерь.
Теперь пришла пора принять, что жизнь может быть как волнительной, возбуждающей и безумной в своей свободе, так и безопасной, предсказуемой и комфортной. Одно другому не мешает и всему есть свое место и время.

Это не значит, что «Я» из примера теперь будет вести скучную жизнь. Нет. Это значит, что он перестанет избегать безопасных и спокойных ситуаций, которые раньше его вымораживали. А это значит, что его жизнь станет богаче, шире и подарит ему больше возможностей.

✅ Вернув себе отчужденную сторону, мы становимся целостными, обретаем более широкий выбор и получаем возможность принимать более осознанные решения, учитывая весь спектр своих ценностей.

Всё. Вы великолепны!
 
Бухгалтерия человеческого ресурса

У вас нет сил, непонятно куда они деваются, и неизвестно где их взять.
Попробуем на пальцах подсчитать приход и расход энергии.
Скажем, за день.

***Цифры могут меняться в зависимости от индивидуальных настроек личности)).

Вы ругали себя, были недовольны собой, сравнивали себя с идеальным, по вашему мнению, человеком.

Минус один рубль из вашего внутреннего бюджета.

В течение дня вы успели дважды сравнить себя не в свою пользу, один раз вас покритиковали, и вы согласились.

Минус три рубля из вашего внутреннего бюджета.

Вы чувствовали вину (плохая мать, плохая дочь, плохая хозяйка кота) - минус один рубль.

На работе вы сказали что-то невпопад, и переживали стыд - проститесь еще с одним рублем.

Вы хронически боитесь тех, на кого проецируете подавляющих родителей - полицейских, начальников, всевозможных управляющих, от которых чувствуете зависимость.
Страх, ужас, тревога при встрече с ними - минус 2 рубля из бюджета.

Покупка вещей для себя в магазине.
Радость - плюс один рубль.
Вина, что потратили на себя средства семьи - минус один рубль.
В итоге вы без прибыли.

Попытка отстоять свои нарушенные права (вам сорвали сроки, продали некачественную услугу и т.п.) - приход рубля за удовольствие защитить себя.
Минус рубль, если вы потом винили себя за раздраженный тон.
То же самое без самообвинения - плюс один.

Если вам удалось не почувствовать себя жертвой, а обидчиков - злобными тиранами, поздравляю!
Ваша психика не пережила расщепление на "хорошего" вас и "плохого" обидчика, вы не переживали насилие и несправедливость, куча денег сэкономлены.
В противном случае - увы, затрачены большие ресурсы.

Попытка получить заботу или безопасность с помощью шантажа, обольщения и других манипуляций - плюс один рубль за ощущение безопасности, и минус один за страх, что все может рухнуть без вашего контроля.

Способность получать удовольствие от отдыха, увлечений, кино, чтения, музыки, с полной отдачей, без вины и без страха наказания - очень неплохой доход.
Неспособность оного - отсутствие дохода.

Наличие близких отношений, в которых вы можете доверять, делиться переживаниями, обмениваться опытом, чувствами и поддержкой, когда вы можете выговориться, поплакаться, похвастать и выразить другие уязвимые и бесценные нужды - плюс сто рублей.

Отсутствие оных, недоверие, страх перед людьми - минус сто рублей.

Принятие одной своей теневой стороны (я немного торможу, я требователен, я быстро теряю интерес, бываю гневливой, и т.д. и т.п.) - плюс 50 рублей.

Непринятие ни одной теневой стороны, стойкая приверженность образу очень хорошего человека, который жертвует собой ради других - черная дыра в бюджете.

Отсутствие контроля за тем, что вы говорите, как вы выглядите, какой вы в работе, и вместо этого - желание и радость выглядеть привлекательно, интерес к наращиванию профессионализма - плюс сто рублей в бюджет за спонтанность.

Теперь подсчитайте свои доходы и расходы, и вам будет приблизительно понятно, откуда у вас золотые горы или черные дыры.

Вероника Хлебова
 
Бухгалтерия человеческого ресурса

У вас нет сил, непонятно куда они деваются, и неизвестно где их взять.
Попробуем на пальцах подсчитать приход и расход энергии.
Скажем, за день.

***Цифры могут меняться в зависимости от индивидуальных настроек личности)).

Вы ругали себя, были недовольны собой, сравнивали себя с идеальным, по вашему мнению, человеком.

Минус один рубль из вашего внутреннего бюджета.

В течение дня вы успели дважды сравнить себя не в свою пользу, один раз вас покритиковали, и вы согласились.

Минус три рубля из вашего внутреннего бюджета.

Вы чувствовали вину (плохая мать, плохая дочь, плохая хозяйка кота) - минус один рубль.

На работе вы сказали что-то невпопад, и переживали стыд - проститесь еще с одним рублем.

Вы хронически боитесь тех, на кого проецируете подавляющих родителей - полицейских, начальников, всевозможных управляющих, от которых чувствуете зависимость.
Страх, ужас, тревога при встрече с ними - минус 2 рубля из бюджета.

Покупка вещей для себя в магазине.
Радость - плюс один рубль.
Вина, что потратили на себя средства семьи - минус один рубль.
В итоге вы без прибыли.

Попытка отстоять свои нарушенные права (вам сорвали сроки, продали некачественную услугу и т.п.) - приход рубля за удовольствие защитить себя.
Минус рубль, если вы потом винили себя за раздраженный тон.
То же самое без самообвинения - плюс один.

Если вам удалось не почувствовать себя жертвой, а обидчиков - злобными тиранами, поздравляю!
Ваша психика не пережила расщепление на "хорошего" вас и "плохого" обидчика, вы не переживали насилие и несправедливость, куча денег сэкономлены.
В противном случае - увы, затрачены большие ресурсы.

Попытка получить заботу или безопасность с помощью шантажа, обольщения и других манипуляций - плюс один рубль за ощущение безопасности, и минус один за страх, что все может рухнуть без вашего контроля.

Способность получать удовольствие от отдыха, увлечений, кино, чтения, музыки, с полной отдачей, без вины и без страха наказания - очень неплохой доход.
Неспособность оного - отсутствие дохода.

Наличие близких отношений, в которых вы можете доверять, делиться переживаниями, обмениваться опытом, чувствами и поддержкой, когда вы можете выговориться, поплакаться, похвастать и выразить другие уязвимые и бесценные нужды - плюс сто рублей.

Отсутствие оных, недоверие, страх перед людьми - минус сто рублей.

Принятие одной своей теневой стороны (я немного торможу, я требователен, я быстро теряю интерес, бываю гневливой, и т.д. и т.п.) - плюс 50 рублей.

Непринятие ни одной теневой стороны, стойкая приверженность образу очень хорошего человека, который жертвует собой ради других - черная дыра в бюджете.

Отсутствие контроля за тем, что вы говорите, как вы выглядите, какой вы в работе, и вместо этого - желание и радость выглядеть привлекательно, интерес к наращиванию профессионализма - плюс сто рублей в бюджет за спонтанность.

Теперь подсчитайте свои доходы и расходы, и вам будет приблизительно понятно, откуда у вас золотые горы или черные дыры.

Вероника Хлебова

Или так . Привет !

Ответственность за ресурс - в руках самого человека .




Целостность / настоящее /интересно / не скучно / энергия / кардинальные перемены / эмоциональное взросление / взаимосвязь .

Маркеры / они же Знаки целостности - возврат и бОльшее времяпровождение человека в настоящем , в здесь и сейчас , в лю хобби . В лю с детства хобби : музыка, фотография , садоводство , рисование , чтение , знакомство и общение с новыми ресурсными людьми , обучение новому без спешки , сбалансированное :excl:обучение и креативность . Создавать и украшать . Собаки и другие питомцы , шитьё , дети , больше времени с лю друзьями и родными .
Общество подруг , женская энергия , болтовня с подружками и прогулки с ними . Себя на первое место , особенно важно для ВДА . Забота о себе .

Все , что приносит радость и даёт нам энергию . Желательно на свежем воздухе хобби , с раннего утра и до вечера , как можно ближе быть к природе - ресурс земли : парки , водоемы , лес, работа на свежем воздухе . Через уже дней 10 - энергия восстанавливается от самой земли , природы . И к вечеру голова пустая и никаких мыслей вообще . Особенно от работы в саду или времени у пруда , в парке . Море - тоже самое , шум прибоя ( медитативное ) .



Амбиции не есть хобби . Это иллюзии и самообман головы алкоголика ( компульсивное мышление зависимого ) . Непроработанные ещё с самого детства страхи - тоже амбиции . Как и интеллектуальный выматывающий полностью труд . Даже физический труд- отдающий энергию обратно . Интеллектуальный же - нет .

Важно уметь тормозить и останавливаться , слышать тело , слышать психосоматику . Слышать себя , а не компульсивное мышление достигатора .

Вовремя уметь затихариться в норке . Подключать физ труд , спорт , дать отдых голове . Дать себе отдых . Наслаждаться настоящим здесь и сейчас . Успокоиться ( медитации ) . Видеть приятные мелочи в здесь и сейчас , благодарить . Возвращать себя из прошлого в настоящее на счёт ,, Два « . До автоматизма. Это оч простое упражнение . Плюс подышать .


На амбициях ( страх не успеть и так далее ) - теряется энергия и самое драгоценное - радость и время .

Во время лю хобби -энергия возвращается . Время становится как бы более замедленным , осознанным , счастливым и радостным .

Баланс . Держать Баланс . Благодарю тебя и Змейку .
 
И так . Если совсем не усложнять и просто делать действия . То , что в этой таблице для наращивания ресурсного состояния .



4F5E2C3A-A2BD-4489-8436-F440CF8C5802.png
 
Я больше про Тень чем про баланс

От обратного же : Принятие .

Если ВС ещё оставила в моменте какие -те или иные мои дефекты характера ( тень ) - значит они необходимы ещё пока мне и другим .

Принятие себя и воли ВС . Смирение .

Принять то , что не в силах изменить . И мужество изменить что могу ( прошу у ВС в таких случаях смелости , мужества , выключаю Внутреннего критика и включаю созерцание и Наблюдателя . Плюс самое просто - хвалю себя почаще , своего ВР ) .

@vetal много пишет о целостности и принятии . Просто иными словами подаёт .
 
С какой стороны я бы не подступилась, все равно упираюсь в страх отверженности

Я не упираюсь . Я не ослик . А человек .( Ближе к людям ( цы ) )

Я иду к таким же как я . Кто поймёт и поддержит . Отдаю помощь и принимаю ее . Делюсь опытом .

Живые группы взаимопомощи + онлайн .

Нам жизненно важно держаться вместе .
 
Это моя слабость, я часто сомневаюсь в своих мыслях и чувствах когда слышу "да ты чё, да как так можно". Видимо последствия "мам я голоден? Нет, ты замёрз"

У меня также .

Живые группы Ал-Анон очень помогают . Там много ВДА .

Слушаю других , фокусирую только общее . Честно проговариваю все эмоции . Даже подсознательное выходит , настолько доверяю другим людям в группе Ал-Анон .

Потом понимаю что со мной произошло , потом включаю ,, 12 шагов « уже без эмоций ( иногда просто выплакаться очень помогает , как седня на группе ) и потом делаю дальнейшие программные действия . Параллельно озвучивая это другим ВДА и созам .Свои дальнейшие программные действия.

Вместе всегда легче чем одному . Одному кашу в голове никак не разобрать . Только в работе с другими пазл складывается в целостную картинку и что доработать . Такой опыт .

Обняла тебя , Веня ❤️
 
Назад
Сверху Снизу